Что говорит Библия о предопределении?

Считается, что человек создан «по образу и подобию Божию», и, имея свободу воли, может сам выбирать: служить – или не служить Богу от всей души и всего сердца. Так же, существует  утверждение, что Всевышний просто не захотел заранее  знать, как первые люди поступят с плодами дерева познания добра и зла - однако, по Своему желанию, по генам  ДНК,  Он может определять события и поступки отдельных людей на столетия, и тысячелетия вперёд.

Мы благодарны тем людям, которые придумали подобные теории, за их желание подчеркнуть  невиновность святого Всевышнего  – и полную виновность человечества и сатаны. Бог  действительно свят, и нет в Нём неправды; но это утверждение мы постараемся обсудить не только на основании нашего человеческого мышления. Цель данной статьи, рассмотреть «неудобные» места Писания, и решить, всё-таки:  управляет ли Всевышний некоторыми событиями в жизни людей – или всё происходит по воле случая, эволюционно?

Итак: что же говорит Библия о предопределении?.. Глупо было бы утверждать, что авария на дороге вследствие пьянства – есть предопределение; или развод эгоистичных и злобных супругов – это предопределение. Библия говорит о том, что мы пожинаем плоды своих собственных грехов. И всё же, хотелось бы понять некоторые моменты: например, что имел в виду апостол Павел, когда писал послание Римлянам, те мысли, которые находятся в девятой главе этой книги – Рим.9:9-21.

Толкование: Римлянам 9:9-21

Для начала, давайте обсудим историю Авраама, Исаака и Иакова: «Слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын.  И не одно это; но [так было] и с Ревеккою, когда она зачала в одно время [двух сыновей] от Исаака, отца нашегоИбо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего» (Рим.9:9-12).  «За что такая привилегия – и немилость?»... могут спросить некоторые.  Да ещё этот настойчивый аргумент: «…изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?" Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного [употребления], а другой для низкого?» (Рим.9:20,21).

Начнём с книги Бытие: «…кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына. … И увидела Сарра, что сын Агари, Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается. И сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует, сын рабыни сей, с сыном моим Исааком.  И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его.  Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя» (Быт.21:7,9-12). Можно было бы прочесть эту историю – и запомнить как историю… но вот, есть проблема: апостол Павел, указал, что это событие не являлось случайностью.      В послании Галатам мы читаем: «написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной.    В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь,  ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве;  а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам.   … Мы, братия, дети обетования по Исааку.  Но, как тогда рожденный по плоти гнал [рожденного] по духу, так и ныне.  Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.  Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной» (Гал.4:22,24-2628-31). Вспомним слова Всевышнего: «во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя». Косвенно, это подтверждает то, что Сарра была движима Духом Святым, и слушая её, Авраам участвовал в том пророческом действии, которое задумал Всевышний Бог.

 Существует так же, множество других мест Писания, где пророчества предоставляются не только через изречение слов – но пророчества могут быть и в действии. Для примера, стоит обратить внимание на такие места, как: Иез.4:1-13. Осия.1:2-9. Евр.7:1-17. Матф.12:1-5.  А вспомните слова Христа: «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;  ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Матф.12:39,40)… а сколько ещё этих знамений не изъясняется в Писаниях буквально?..

Мы читаем о том, что «Авраам имел двух сынов…»…   -  «и не одно это; но [так было] и с Ревеккою, когда она зачала в одно время [двух сыновей] от Исаака, отца нашего» (Рим.9:10).   Следовательно, Исав, сын Исаака, так же является пророческим образом Израиля по плоти; он не ценил своё первородство от Всевышнего, и преследовал  Иакова-Израиля (как образ израильтян по Духу). Чтобы более основательно понять данное утверждение, предлагаем вашему вниманию некоторые места Писания, для размышления: (Быт.25:29-34.  Исаия.66:2,4.  Лук.13:26,27,29,30.) … (Быт.28:10,12,16,17.  Иоан.1:47,51.) … (Быт.32:24-28.  Матф.11:12.  Откр.2:26,27.).

Кстати, друзья, по данной теме, хотелось бы обратить ваше внимание на ещё одно странное «совпадение»: жёны Авраама, Исаака, Иакова (Рахиль), были долгое время неплодными…  что это, случайность  - или попытка больного мозга найти какой ни будь в этом смысл? 

 Если внимательно исследовать такие места Писания, как: Галат.4:24. Исаия.54:1,4. Исаия.49:14,17,20,21; 66:6-9. , а так же, множество других мест Писания, то становится ясно, что это так же является знамением от Всевышнего. И эти жёны образно указывают на то, что истинные дети Божьи (Израиль по Духу) появились не сразу (не первые) – а лишь позднее, в Пятидесятницу, как рождённые от Духа Святого. «Ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля;  и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.  То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя» (Рим.9:6-8) – смотри: Исаия.29:13,14,22,23. Евр.2:13. Галат.3:27-29.

Толкование: Римлянам 9:16

Далее, в послании Павла говорится: «Итак [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим.9:16). 

Мало кто обращает внимание на эти два ярких противопоставления, повествующих о богатом молодом начальнике синагоги  - и начальнике мытарей, Закхее:  Лук.18:18-27.  Лук.19:1-8.  Однако, из этих двух соседствующих между собой историй, мы извлекаем урок: каким бы добрым и непорочным не казался человек от природы – «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лук.18:25). Но почему вошёл в Царствие Божие начальник грешников, сборщиков налогов, который,  вероятно был ещё богаче того начальника синагоги?..    На вопрос учеников: «кто же может спастись? - Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мар.10:27). В другом месте мы можем прочесть утверждение: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Иоан.6:44).

Вспомним  Израиль, недвижимый  и не рождённый  Святым Духом:  из приблизительно трёх миллионов человек, вышедших из Египта – спаслось только двое (из благословенных колен Ефрема и Иуды – Быт.48:13,14,17-20.  Быт.49:10,11.  Чис.13:7,9; 14:24,30.).  Остальному народу было сказано: «вы видели все, что сделал Господь пред глазами вашими в земле Египетской с фараоном и всеми рабами его и всею землею его;  те великие казни, которые видели глаза твои, и те великие знамения и чудеса. Но до сего дня не дал вам Господь сердца, чтобы разуметь, очей, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать» (Втор.29:2-4).  Далее, Моисей вынес приговор:  «я знаю, что по смерти моей вы развратитесь и уклонитесь от пути, который я завещал вам, и в последствие времени постигнут вас бедствия за то, что вы будете делать зло пред очами Господа, раздражая Его делами рук своих» (Втор.31:29). 

Не стоит забывать, что «первый Адам» был человеком плотским, созданным в шестой день, вместе с животными, не движимый и не рождённый от Святого Духа – 1Кор.15:45,47,48.    Именно по этому, он не исполнил заповедь Всевышнего - потеряв райскую землю (как и те евреи, не вошедшие в  землю обетования: Евр.4:4-11. ).     (Так же, см. статью: Значение Субботы – Тайны Библии).   Не следует забывать то, что Бог никому и ничего не должен – и в этом вся справедливость (Рим.11:32,35. Исаия.45:9,11,12.).  Призвание и освящение к послушанию, это дар (сверх того что вы уже имеете: жизнь в плоти); и этот дар  человечество получило благодаря жертве «второго Адама» - Христа (1Кор.15:45.).  В отличие от тех евреев в пустыне – в Пятидесятницу и далее… народ тысячами приходил к Богу с чистым сердцем. Вот как об этом говорит Писание: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет. Не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь.  Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер.31:31-33).  «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное.  Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез.36:26,27).

Итак: чистый, обновлённый внутренний мир от Бога, духовное зрение и слух – это дар (Исаия.35:3-6,8.). Откликнуться на этот дар и призвание – или отвергнуть его, это наш собственный выбор. И всё же, дорогие друзья: апостол Павел писал о том, что истинное призвание от Бога, так же можно назвать в каком-то смысле слова предопределением. Послание Римлянам гласит: «кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего…  А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим.8:29,30. Так же: Еф.1:4,5.  Фил.2:13.).

Толкование: Римлянам 9:17,18

«Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.  Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» (Рим.9:17,18).

Нередко, это место Писания может вызывать недоумение у читателей. Куда легче нам воспринять написанное апостолом Иаковом: «…Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак.1:13,14).  Однако, эти два утверждения не противоречат друг-другу, и далее мы обсудим, почему это именно так.

Для начала, стоит рассмотреть пример с израильским царём Ахавом: «И сказал царь Израильский Иосафату: есть еще один человек, чрез которого можно вопросить Господа, но я не люблю его, ибо он не пророчествует о мне доброго, а только худое, - это Михей, сын Иемвлая.  (И сказал Иосафат: не говори, царь, так).   И сказал [Михей]: выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его;  и сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе;  и выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем?  Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. [Господь] сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так» (3Цар.22:8,14,19-22).  Далее, Библия говорит о том, что об Ахаве исполнилось в точности все пророчества (3Цар.22:37,38.).  Из данного примера мы видим, что инициатива исходила от Господа, Всевышнего Яхве – однако исполнителем являлась другая личность. Но почему должно быть так? В чём тут справедливость?

Несмотря на мнимое раскаяние, после приговора произнесённого через пророка Илию – Ахав остался по своей сути нечестивцем, чтущим исключительно свои прихоти. Поэтому, Всевышний «дал» ему то, что он хотел: лживых пророков, которые ему льстили. Библия говорит, что Господь поступает: «с чистым - чисто, а с лукавым - по лукавству его» (2Цар.22:27. Так же: Псал.36:4-6. Рим.1:24.).  Точно  такая ситуация произошла с Иудой: «Иисус…обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.  И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее» (Иоан.13:26,27). И Библия говорит о предопределении: «Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается» (Лук.22:3,4,22).  Почему Иуда был выбран на такую проклятую роль? – Слово говорит, что он был вором у Господа, нечестивцем по своей сути (Иоан.12:5,6.). Поэтому, Давид писал о нём: «…диавол да станет одесную его.  Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех. … Возлюбил проклятие, - оно и придет на него; не восхотел благословения, - оно и удалится от него» (Пс.108:6,7,17. Деян.1:16-20.). И следующие два места Писания покажут принцип, который нам с вами, так же крайне важно учитывать:  Евр.12:14,16,17.  2Тим.2:20,21.

А теперь друзья, вернёмся к истории с египетским фараоном:  Всевышний Яхве (Исх.3:14.)  в самом деле закрыл ему видение реальности (сравнить: Марк.8:17,18.) -  и Бог вселенной не обязан давать отчёт о Своих замыслах. Пророк Исаия писал: «… Скажет ли глина горшечнику: "что ты делаешь?" и твое дело [скажет ли о тебе]: "у него нет рук?".  Так говорит Господь, Святый Израиля и Создатель его: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих?  Я создал землю и сотворил на ней человека; Я - Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я» (Ис.45:9,11,12).

Вторым основанием,  можно назвать отношение Египта к Израилю. В первой главе книги Исход, повествуется о том, что Израиль, по причине своей многочисленности , стал представлять угрозу в глазах Египта. Ненависть к евреям, привела к тому, что их стали истреблять. Подобная ситуация продолжалась немногим более ста лет. И когда Моисей и Аарон пришли объявить требование Всевышнего отпустить народ – фараон сказал: «кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его [и] отпустил Израиля?» (Исх.5:2). Фараон сам считал себя богом, и его ответ указывал на явное пренебрежение к какому либо другому божеству.  Так же как Ахав и Иуда – фараон имел своё «слабое место», которое называлось тщеславием. На основании этого, Бог закрыл «видение» фараона;  в образном смысле слова, он был ослеплён своим «Я», не осознавая своей ничтожности перед Всевышним (Исх.8:19; 10:7.). А для нас, на правах Владыки, Предвечный показал, что никакое божество не может конкурировать с Ним, и представлять угрозу тем, кто доверяет Ему.

Завершая тему о египетском фараоне, предлагаем вам, друзья, места Писания для личного размышления.   Внимательно прочитав главы: с 1-14 книги Исход, обратите внимание на повествование из евангелия от Матфея 2гл. , которое указывает на преследование Иродом  - большего Моисея, младенца Христа.   Затем, прочитав 8,9, и 12-ю главы книги Откровение, и места из Дан.7:24-27; 8:23-25. Дан.11:35-37; 12:1. , мы увидим, что история с египетским фараоном  является лишь прообразом на последние дни нечестивого мира, частью общей логической картины написанной Всевышним (Откр.17:17.).

Часть 2

То, что говорит Библия о предопределении,  не ограничивается примером апостола Павла из послания Римлянам 9-й гл. Библейская история, так же повествует об израильских царях, которым было уготовано предопределение.

В книге Царств, мы можем прочесть повествование о том, что евреи потребовали себе царя, который бы правил Израилем (Втор.17:14.). Несмотря на то, что Предвечный считал это преступлением (1Цар.8:6-8; 12:17-19.), Он выполнил требование народа. Однако, первый царь не был из колена Иуды, которое Бог предопределил на правление (Быт.49:10.). Первым царём стал Саул Вениамитянин, и этот выбор был сделан Всевышним намеренно. Причина этого выбора изъясняется у пророка Осии: «Я дал тебе царя во гневе Моем, и отнял в негодовании Моем» (Ос.13:11.). Это был как бы незаконный царь, из иного племени, поставленный «во гневе», не по желанию Всевышнего - и значит обречённый.

Далее, Бог Яхве усмотрел  в цари Давида. Вероятно, от природы, это был честный, добрый юноша – но явно не это спасало его. Сам Давид позднее под вдохновением напишет: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.  Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» (Пс.13:2,3. Так же: Рим.3:9-12.).  Давид  был угоден Всевышнему, благодаря Духу, Который руководил им (1Цар.16:13,18;  17:34-36;  18:4. Фил.2:13. ) - и всё же, Бог дважды отнимал Его и у Давида.

Наиболее буквальным примером, можно назвать исчисление Израиля по приказу Давида. Писание повествует: «Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду» (2Цар.24:1). В другом месте мы читаем: «восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян» (1Пар.21:1). 

И всё же, эти два варианта не противоречат друг –другу… народ был грешен, по этой вине «Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян».  Далее, событие разворачивается по такой же схеме, как это было с царём Ахавом (3Цар.22:20-22.); именно поэтому в 1Пар.21:1 пишется о том, что «восстал сатана на Израиля», внушив Давиду сделать исчисление.  Несмотря на то, что  Давид согрешил – по сути, он не был виновен;  было убито (поражено язвой) семьдесят тысяч… евреев – однако Давид не пострадал.  Так, прочитав эту историю, из 1Пар.21гл., мы понимаем, что Давид это сделал не по своему собственному желанию однако, этот поступок является важным пророческим действием.  

Выражение «исчислен», на библейском языке так же означает «осуждён» - сравнить: Дан.5:26. Исх.30:12.      Чтобы остановить поражение Израиля, Давид принёс на горе Мориа жертву; а это, указывало на будущее искупление Израиля (и всего человечества в целом) Сыном Давидовым, Первосвященником Христом.  Поэтому далее, Писание повествует: «и начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, которая указана была Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид, на гумне Орны Иевусеянина» (2Пар.3:1. 1Пар.21:18.).  (*** К стати, на этой же горе, Авраам приносил в жертву сына своего, Исаака – Быт.22:1,2,16,18. И это являлось пророческим образом того, о чём говорил Сын Бога: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»).

Существует  также ещё одна очень странная история с Давидом – 2Цар.11:2-17. Многие, кто знает эту историю, находятся в недоумении: как праведник по сердцу Господа, мог сделать такие преступления?.. Однако, не будем спешить с осуждением, ведь данная история, так же имеет своё объяснение.

Чтобы нам легче было понять суть произошедшего с Давидом - для начала обратимся к повествованию о царе Езекии. Писание говорит: «на Господа Бога Израилева уповал он; и такого, как он, не бывало между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него. И был Господь с ним: везде, куда он ни ходил, поступал он благоразумно…» (4Цар.18:5,7.). Далее, в 4Цар.20:12,13 повествуется о том, что, после болезни Езекии, вавилонские посланники пришли поздравить его с выздоровлением; царь показал им свои владения и сокровища. После этого, через пророка Исаию, Всевышний сказал: «вот придут дни, и взято будет все, что в доме твоем, и что собрали отцы твои до сего дня, в Вавилон; ничего не останется, говорит Господь.  Из сынов твоих, которые произойдут от тебя, которых ты родишь, возьмут, и будут они евнухами во дворце царя Вавилонского» (4Цар.20:17,18).    Почему так произошло? – Потому, что: «при послах царей Вавилонских, которые присылали к нему спросить о знамении, бывшем на земле, оставил его Бог, чтоб испытать его и открыть все, что у него на сердце» (2Пар.32:31). 

Мы уже упоминали слова царя Давида: каждый человек сам по себе грешен и негоден, если не будет с ним Бог (Рим.3:9-12,21. 1Цар.16:13,14.). Именно потому, что, Господь на время оставил Давида – он сам того не замечая, пустился «во все тяжкие», открыв основные пороки человечества (Матф.7:6.). И лишь когда его обличил пророк Нафан – ему открылись на это глаза.  Блуд и убийство… (нечестие и злоба) – два качества, которые мы встречаем далее на протяжении всей Библии. Пророк Исаия писал: «Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь – убийцы» (Ис.1:21). Род злой и прелюбодейный времени Христа, был так же виновен в кровопролитии пророков и апостолов (Матф.23:32-35.), а так же, в духовном прелюбодеянии, сказав: «нет у нас царя, кроме кесаря» (Иоан.19:15.).  В книге Откровение, отступническое поклонение Всевышнему  (лжехристианство) описано так: «на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным.  Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых» (Откр.17:5,6. – сравнить: Иез.23:4,45.). 

Итак, после того, как Нафан обличил Давида, он произнёс и предопределение, сказав: «не отступит меч от дома твоего  во веки,  за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтоб она была тебе женою» (2Цар.12:10). Ниже приведённые места Писания покажут, что Всевышний определил Сыну из дома Давидова, Христу, быть наказанным за эти грехи: 2Цар.7:12-14.  Исаия.52:4,5.

Однако, это ещё не всё… слова: «вот Я и дети, которых дал мне Бог» (Евр.2:12,13.) показывают, что истинные последователи Христа, в образном смысле слова, так же являются членами «дома Давидова» (смотри: Галат.3:27-29.). Таковым, Господь сказал: «будете ненавидимы всеми за имя Мое…  Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?» (Матф.10:22,25.).  Оставаясь ответчиками и ходатаями за грешное человечество (1Пет.2:9,12,21.), практически все апостолы Христа окончили жизнь насильственной смертью, за веру. В самом Израиле, и так же в Римской империи, христиане являлись одной из наиболее ненавидимых религиозных течений первого века.

 Часть 3

Далее, хотелось бы выделить ещё одну важную параллель.  Мы уже обсудили, что, как только от Давида отступил Дух Божий – он согрешил, открыв основные человеческие пороки: нечестие и кровопролитие.  Евангелия указывают, что в последнюю ночь – и до самой смерти, от Сына Давидова, Христа, так же отступил Бог (Лук.22:53.); в конце -концов Господь обратился к Всевышнему: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мар.15:34. Сравнить: Иов.2:1-7. - Откр.12:10,11.).  Но, Давидов Сын, Иисус, был святым, и потому оставшись верным, снял грехи с дома Своего праотца.   Последователи Христа, стали братьями Господа, членами «дома Давидова» (Евр.2:11-13.), через освящение кровью и Святым Духом.  Апостолы, в образном смысле слова, были «ручьями живой воды» (Иоан.7:37-39. Исх15:27.); через их рукоположение, начиная с Пятидесятницы, подавался Святой Дух. Пророк Захария писал: «В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты» (Зах.13:1). Однако, так продолжалось недолго…

 Апостол Павел предсказал: «я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;  и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян.20:29,30). Пока живы были столпы Христовой церкви, апостолы – дух отступничества ещё сдерживался вплоть до второго века н.э.  Далее, христианство погрузилось в те же преступления, что и «дом Давидов», Иерусалим: «как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь – убийцы» (Ис.1:21).  Крестовые походы, инквизиция, продажное сотрудничество с императорами и царями, указывало на те же грехи. Апостол Иоанн писал: «жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее;  и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным.  Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых» (Откр.17:4-6).  И снова, в конце – концов: без вмешательства и  исцеления Духом от Бога, не обойдётся. О времени конца нечестивого мира, через пророка Софонию говорится: «тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно» (Соф.3:8,9.)  ***См. так же, статью: Что такое Вавилон великий – Тайны Библии.

Предопределение и мораль

Вот что сказал Иосиф своим братьям, предавшим его из зависти: «я - Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет. Но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни. … Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением.  Итак, не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской» (Быт.45:4,5,7,8).  Это было предопределением , для спасения семьи Израиля.  Кроме того, это было пророческим действием Бога, указывающим на Христа; вот что по этому поводу писал апостол Иоанн: «первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. … Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете,  и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб.  Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ,  и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино.  С этого дня положили убить Его» (Иоан.11:47, 49-53). И позднее, апостол Пётр изъяснит: «Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведениюБог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил» (Деян.3:17,18).

Итак, является ли вмешательство и предопределение Всевышнего несправедливостью? – Ни в коем случае!  Всевышний говорит: «Скажет ли глина горшечнику: "что ты делаешь?" и твое дело [скажет ли о тебе]: "у него нет рук?" … Так говорит Господь, Святый Израиля и Создатель его: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих?  Я создал землю и сотворил на ней человека; Я - Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я» (Исаия.45:9-12.). «Разве я не властен в своем делать, что хочу?..» (Матф.20:15). «Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?» (Рим.11:35).  Каждый рождённый получает жизнь, и никто, и ничего не приносит в неё своего – всё от Бога – разве Он обязан нам давать то, что мы хотим? 

Призвание к вечной жизни – незаслуженный дар от Бога, по Его желанию (сверх той жизни, которую каждый из нас уже имеет). Само по себе, человечество (как мы уже писали в начале статьи), создано в шестой день, вместе с животными (Быт.2:2. Еккл.3:18-20.).  И спасение с выше – это ДАР с выше; это не воздаяние за наши заслуги и самовоспитание своего доброго «сердца».  Мы должны прежде получить «талант» - чтобы его потом смогли приумножить; мы обязаны сохранять наше призвание – и в этом наш суд и оправдание.  Обратите внимание на притчу о сеятеле, друзья: не слово-«зерно» делает сердце-«почву» доброй… но только в том случае, если слово-«зерно» упало на уже «добрую почву» - тогда приносится плод (Матф.13:23.).  Апостол Павел писал: «я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;  посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а [все] Бог возращающий» (1Кор.3:6,7).  *** Так же, дополнительные места Писания для размышления: Иер.31:31-33. Иез.36:26,27. Рим.8:28-30.

Стоит вернуться к истории с богатым начальником синагоги, отказавшимся расстаться со своим имуществом – и пожалуй, не менее богатым  начальником мытарей, раздавшим своё богатство (Лук.18:18-27. -  Лук.19:1,2,8.).  Да, мы можем быть добрыми от природы, и верить в Бога (как тот молодой начальник) – но истинное призвание, ведущее к спасению («добрую землю»), даёт Всевышний. Именно поэтому Христос и сказал ему: «что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог» (Лук.18:19). Закхей таковым не был - но «вопреки» утверждению Господа: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» - расстался с богатством, обретя спасение.  Апостол Павел  писал: «потому что Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению» (Фил.2:13). 

Всё же, друзья: Бог не тащит нас в Своё Царство насильно – Он лишь даёт возможность, открывая нам духовные глаза, уши и сердце (Исаия.35:3-6. Мар.4:23-25.).  Мы, в свою очередь, должны хранить и приумножать своё призвание и «таланты» (не радея об этом, мы получим ещё большее осуждение - Лук.12:48. Рим.2:9-12.).  «Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово» (2Фесс.3:4,5).  Аминь.

(С.Иаковлев)

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru