Писатели и поэты, пытаясь украсить свои произведения красивым словом, часто заимствовали некоторые выражения из Библии. Красота требует жертв и литературная интерпретация порой искажала истинный смысл, заложенный в первоисточнике. А христиане, которые мало читают Библию, как попугайчики, не задумываясь, перенимают эти искаженные трактовки.
В этой статье мы поговорим о том, что на самом деле означают слова "нести свой крест".
Сегодня они воспринимаются как синоним трудностей выпадающих на долю человека, которые тот должен мужественно претерпевать до смерти, чтобы за это получить награду.
- У кого-то сын алкоголик,
- кто-то инвалид с детства,
- а кто-то всю жизнь бедный,
и все они якобы несут свой крест.
Отчасти это согласуется со словами апостола Иакова, что мы с великой радостью должны претерпевать различные испытания.
2. С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, 3. зная, что испытание вашей веры производит терпение… (Послание Иакова 1:2,3)
Однако нужно остерегаться паранаидального мышления и во всем видеть испытания от Бога. Если попал ты под трамвай и тебе отрубило ноги, то не Бог тебе их отпилил, чтобы потом смотреть с небес, будешь ли ты нести этот свой крест. Просто невнимательный пешеход встретился с невнимательным водителем - время и случай.
Также, говоря о тяготах как о кресте, мы неправомерно приписываем их себе в заслугу, как некую праведную деятельность, христианский подвиг веры.
Но что на самом деле имел ввиду Иисус, когда побуждал всех, кто хочет идти за ним брать крест?
24. Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, 25. ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; 26. какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? 27. ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. (Св. Евангелие от Матфея 16:24-27)
Давайте рассмотрим контекст. Немного ранее Господь собрал учеников и начал открывать им, что ему необходимо идти в Иерусалим, чтобы быть схваченным, казненным и затем воскреснуть.. Апостол Петр, которому мама в детстве вместо сказок читала истории о Данииле, избавленном от пасти Львов и о том, как Бог спас трех друзей из огненной печи и о многих других чудесных избавлениях, подумал, что Иисус, возможно, упал духом или что-то в этом роде, и по-дружески решил его ободрить, сказав, что ничего страшного не случится, ведь Бог с тобой и он защитит тебя как и всегда этот делал для своих праведников.
Господь резко осадил Петра, а затем сказал ему, что тот перечит замыслу Бога, и добавил, что не только он (Иисус) умрет, но такая судьба ожидает и многих его учеников. Никто не должен служить Богу в надежде спасти плоть. И лишь потеряв душу ради него, они обретут ее в истинном смысле. Ученики должны также как и их учитель осознанно пойти на смерть за веру, если так понадобится и именно этот смысл Иисус вкладывал в слова "нести свой крест". Но давайте поразмышляем подробнее и попытаемся разобраться, почему же Петр не понял Господа.
Как я уже говорил ранее, в Библии в Ветхом Завете очень много случаев чудесного избавления от смерти. Но если честно, то все эти спасенные в конце концов состарилсь и умерли. Поэтому воздействие Бога было скорее временным отдалением неизбежного.
Истинное спасение заключалось в том, что Иисус Христос, придя на землю, отдаст жизнь за наши грехи и таким образом искупит человечество и избавит от власти смерти.
И только Веруя в него мы можем спастись.
Но что значит верить? Нельзя просто так сказать "Верю" и думать, что Бог автоматически даст долгие годы жизни и богатство, как Аврааму, жен и детей, как Иакову, и будет отгонять врагов.
Вспомните историю с Иовом. Сатана упрекает Бога в том, что тот оградил его от всех бед и именно поэтому Иов старается быть праведным. В результате Бог допускает, чтобы сатана испытал Иова через страдания.
Мораль этой истории тесно пересекается с нами и мы должны понимать, что мало сказать Верю, что вера без дел мертва, что нужно еще на делах показать, чего ты стоишь на самом деле.
- Бог показал свою любовь тем, что отдал сына своего единородного за мир, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
16. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Св. Евангелие от Иоанна 3:16)
- Иисус проявил свою любовь тем, что добровольно согласился умереть за тех, кто его гнал, чтобы этой смертью они имели жизнь.
6. Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. 7. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. (Послание к Римлянам 5:6,7)
- И если мы хотим быть истинными Сынами Божьими, то подражая Христу, должны возлюбить мир, посвятить себя делу проповеди, чтобы каждый мог уверовать. Понимая, что не все нас будут слушать, что будем сталкиваться с преследованиями, мы не замолчим, не отречемся, но с радостью будем верны даже до смерти, благославляя гонящих нас и моля Бога о том, чтобы простил им грехи. Вот это и есть истинное понимание того, что значит "нести крест".
Болезни, нищета и войны - обычные явления нашего мира. С этим сталкиваются все люди на земле. Поэтому если мы чудом от этих бед не избавлены, то это не крест, а данность - каждому своя. Духовные богатства такими страданиями не заработаешь.
9. Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; 12. и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения. 21. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. (Первое послание Петра 2:9,12,21)