Библия - поистине удивительная книга. В ней каждый находит то учение, которое ему ближе по уму и ‘’сердцу’’. Либо мы часто придерживаемся того направления христианства, в котором были воспитаны и не слишком задумываемся над тем, во что мы верим.
Вот и протестант, выросший и воспитанный в своей среде, будет говорить православному или католику о том, что было бы не правильно молиться перед иконой - православный или католик, опираясь на различные писания, будет утверждать обратное. И послушав со стороны, человек не знакомый с Библией будет слышать две противоположные и вроде бы логичные версии.
Итак: правильно ли молиться перед иконой?
Христиане протестантского направления, к примеру, ссылаются на место из Писания:
‘’Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня. Дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину…’’ (Втор.4:15,16).
Всевышний Бог категорически отвергал всякие изображения. И до времени прихода Христа, всякое поклонение через изображение должно было наказываться смертью.
Однако в православии и католицизме утверждается, что молиться перед иконой [образом] было бы правильно.
- Во-первых: это объясняется тем, что Всевышний уже явился в плоти человека; и мы [в смысле человечество], уже Его видели – поэтому можем изображать Бога.
- Во-вторых: в православии считается, что верующие не молятся иконе – но молятся ЧЕРЕЗ икону, обращаясь к Богу.
Но вот встаёт вопрос в том, как понимать это высказывание апостола Павла: ‘’Он, будучи образом Божиим … уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек’’(Фил.2:6,7)?..
Всевышний не создавал человека ‘’по образу Своему’’ в смысле телесном, плотском. В начале, Бог создал Адама ‘’по подобию Своему’’ в смысле владычества над землёй (Быт.1:26-28.). И в своём псалме, косвенно, Давид это подтверждает так:
‘’Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его. Поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями’’ (Пс.8:6-9).
И чтобы более полно стать ‘’по образу и подобию Бога’’, человек должен стремиться обретать себя в духе. Поэтому Христос сказал:
‘’да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный’’ (Матф.5:45,48).
И какой можно сделать из этого вывод?
Апостол Павел в послании Филипийцам указывает на то, что Господь унизился, опустился до внешности раба, плотского человека; и плоть была лишь средством нашего искупления от грехов (смотри: Евр.10:4-7.).
Когда мы читаем, что Христос ‘’уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек’’ (Фил.2:7) - не получается ли, что целуя и почитая образ Христа в человеческом теле, православный христианин целует образ человеческий, раба подобного себе?..
Во-вторых, можно понять плотского человека, которому легче смотреть на то, что видишь. И когда тот, кто молится перед иконой, видит объект поклонения, тогда ему легче верить… Да, с этим, нам многим сложно что-то поделать, таково устройство человека плоти; и у евреев времени Моисея, была та же проблема, когда они в пустыне сделали литого тельца. Они не пытались поклоняться ИНОМУ Богу – они поклонялись Всевышнему Яхве (Исх.3:13-15.), говоря, что именно Он вывел их из Египта – Исх.32:4,5.
Но что такое христианская вера?
Обратите внимание на эту разницу:
‘’[Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? … Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре… Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства’’ (Евр.10:28,29; 12:18,22,23).
Эти слова апостола Павла показывают, что если плотским евреям необходима была вера в невидимого Бога – тем БОЛЕЕ, вера в Невидимого должна быть у христиан.
Далее апостол пишет: ‘’Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом’’ (Евр.11:1). Именно поэтому, мы ‘’смотрим не на видимое, но на невидимое… ибо мы ходим верою, а не видением’’ (2Кор.4:18; 5:7).
Так правильно ли: делать образ плоти и молиться перед иконой? – Это решать вам.
Однако ‘’Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине’’ (Иоан.4:24). Важно помнить, что есть традиции – и есть единая истина в слове Всевышнего. Так пусть даст вам Небесный Отец истинную мудрость; потому что ‘’всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены’’ (Иак.1:17). Аминь.
С. Иаковлев (Бохан)